Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Астанинский Троллейбус. Статьи


 


Троллейбусу в пробке тоже неуютно

В последние месяц-два очень часты нарекания астанчан на работу троллейбусов городских маршрутов. В своих обращениях в редакцию они указывают на частые остановки электротранспорта, изменения его маршрутов, а порою исчезновение троллейбусов с улиц столицы, как это случилось в минувший воскресный вечер и продлилось целый понедельник на этой неделе. Прояснить ситуацию мы попытались с помощью председателя АО "Жезкиик" (троллейбусное депо) Нургазы Баракаева.
— Что касается остановки на этой неделе, то вины троллейбусников в этом никакой нет. На высоковольтной электролинии (10 кВт) произошел порыв из-за нерадивой работы специалистов ТОО "Поиск", — рассказал Нургазы Кыстаубаевич. — И такие случаи в бурно строящейся Астане происходят часто. Прокладываются коммуникации, ведутся земляные работы, на объекты доставляются крупногабаритные грузы, но при этом не всегда и не со всеми заинтересованными службами и предприятиями города производится согласование. И в конечном итоге по этой причине и происходят ЧП, которые для нашего депо оборачиваются остановкой транспорта и материальными потерями.
— В этой ситуации вам, видимо, приходится прибегать к каким-то финансовым санкциям?
— По каждому случаю идут разбирательства, но не всегда наши потери компенсируются в полном объеме. Правда, руководство ТОО "Поиск" сразу заявило о своей готовности восстановить за счет своих средств нарушенную электролинию и издержки троллейбусников. Но ведь при этом есть еще моральные потери: наш коллектив оставался не у дел больше суток, а каково было тем горожанам, которые постоянно пользуются услугами троллейбусов, а утром в понедельник их не обнаружили на маршрутах?
К этим размышлениям руководителя можно добавить и то, что в экстренных случаях не всегда вовремя срабатывает служба оповещения города. Не вышли на маршруты троллейбусы — ну и не вышли, изменился по каким-то причинам маршрут — ну и изменился. Разъяснения по этому поводу чаще всего постфактум дают кондукторы. Трактуют по-своему, в результате чего и возникают разные кривотолки.
А между тем вопрос более широкого и эффективного использования транспорта на электрической тяге в столице приобретает все большую актуальность. Плотность застройки и как следствие, слабая продуваемость кварталов, в которых заметно поубавилось зелени, а также резкое увеличение (в три раза за последние годы) бензиново-солярочных автомобилей — все это заставляет говорить об уже назревших экологических проблемах. Ну как тут не вспомнить о чистых в этом плане электромобилях?
— В рамках трехлетней программы развития общественного транспорта в Астане уже многое сделано по улучшению его работы, и в частности в нашем депо, — отметил Нургазы Баракаев. — За последние два года приобрели 24 новых троллейбуса, обновив парк более чем на 50 процентов. На привокзальной площади полностью обновлена контактная электросеть, подобная работа проведена на отдельных участках по ул. Кенесары и пр. Манаса. Проложено около 20 километров новых кабелей к тяговым электростанциям. Регулярно проводится текущий ремонт самих подстанций, их обновление и капитальный ремонт намечается развернуть в следующем году.
Одним словом, в городе выполнен значительный объем работ по улучшению деятельности троллейбусного депо. Однако позитивных изменений на городских маршрутах, как мы уже отмечали, не происходит. Этому мешают не только проблемы, связанные со строительством и земляными работами, есть и другие. Как поведал руководитель ТОО "Жезкиик", эффективная эксплуатация троллейбусов возможна при определенных технических условиях. Речь идет не о зимних наледах на контактной сети, перенапряжении или недостатке напряжения, а об обыкновенных автомобильных пробках, негативные прелести которых уже хорошо знают астанчане. Для прохождения перекрестка троллейбусу по техническим условиям, оказывается, отводится несколько минут, и специалисты хорошо знают, что произойдет в получасовой (и даже в меньшей по времени) пробке. На один провод в такой период на небольшом расстоянии "нанизываются" подошедшие вслед троллейбусы, и на участке создается перенапряжение. В летнее время провода раскаляются еще и от жары. Из окон редакции пришлось недавно наблюдать, как на самом светофоре по ул. Бейбитшилик, 43 из троллейбуса по этой причине спешно пришлось эвакуировать людей из салона. Пассажиры ушли, а машина осталась стоять с провисшим раскаленным электропроводом. Надо отдать должное грамотным действиям водителя, а так, не дай Бог, могла бы случиться и беда.
Избежать пробок на столичных улицах и проспектах при нынешнем их состоянии и большой загруженности авто очень сложно. Виноваты в этом часто сами водители: оставляют свой транспорт на обочинах узких улиц (даже там, где есть запрещающий знак остановки), нарушают правила движения на перекрестках, где зеленый и красный свет светофора становится для многих одинаково белым. В таких столпотворениях очень сложно водить крупногабаритные троллейбусы (автобусы тоже). Вот и получается, что сами себе вредим, а еще при этом бьем свои авто.
Что же тогда делать в этой ситуации водителю, где выход из нее? Наверное, предельно быть дисциплинированным при езде в городе. Это требование не сочтите за гаишную агитацию соблюдать ППД на дорогах, это — реальная необходимость при нынешнем положении дел. Реконструкция улиц, формирование дорожных развязок и в целом инфраструктуры движения в городе идет большими темпами. Но на это требуется время, и за один год все переделать и обустроить, как мы понимаем, невозможно. Поэтому, видимо, решать проблему пробок в какой-то степени придется и самим водителям, иначе мы в них просто захлебнемся.
Однако вернемся к экологически чистому электрическому транспорту — троллейбусам. По словам Нургазы Баракаева, после постройки прямой дороги с пр. Абая через р. Акбулак с выходом на м-оны Аль-Фараби и "красная деревня" один из троллейбусных маршрутов будет закольцован вокруг них. ТОО при помощи акимата продолжает активно работать по обновлению в городе контактных электросетей, кабелей, капитальному ремонту подстанции. В столице прорабатывается вопрос использования альтернативного экологичного транспорта — электромобилей. Но когда произойдут все эти добрые изменения — это еще большой вопрос. Во всяком случае, горожане будут очень рады любому улучшению движения и перевозок пассажиров в нашей столице.
Константин Славин

Кстати
Одна из жительниц Астаны обратилась в нашу редакцию с вопросом. Она ехала в троллейбусе с двумя детьми дошкольного возраста, и кондуктор стала настойчиво требовать оплатить хотя бы один детский билет, грозилась даже высадить всех на очередной остановке. Правильно ли это? На этот вопрос председатель правления АО "Жезкиик" Н. Баракаев ответил категорично:
— Кондуктор был не прав. Дети дошкольного возраста в общественном транспорте едут бесплатно. Этот вопрос мы возьмем на контроль. Подобных нарушений и жалоб на обслуживание в троллейбусах, к счастью, у нас почти нет. Но любой негативный случай, предложения пассажиров мы готовы всегда рассмотреть. Для этого не обязательно ехать на предприятие или писать письмо, достаточно позвонить диспетчеру по тел. 35-99-33 и высказать свое пожелание или замечание.

Авторы Максим Гольбрайхт, Константин Гладышев, Амир Нургалиев, Ааре Оландер. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Сайт управляется системой uCoz